Все об авто, авторынок, последние новости из жизни автомобилей, тест-драйвы, обзоры, видео, отзывы, обсуждения.

Регулятор напряжения в автомобиле

Ни одну современную машину просто невозможно представить без разнообразного электрического оборудования, в число которого входят и кондиционеры, и лампочки для освещения салона и другое оборудование. Ну а электрооборудование не может существовать без генератора, который является основным источником электроэнергии в автомобиле.

foto-1.jpg

Генератор занимается преобразованием механической энергии, которую устройство получает от автомобильного двигателя, в электрическую. Как правило, современные автомобили оснащают генераторами переменного тока, которые обладают высокой удельной мощностью, также они отличаются простотой и надёжностью.

Регулятор напряжения

Одним из элементов генератора является регулятор напряжения, предназначение которого состоит в поддержании постоянного напряжения тока, который вырабатывает сам генератор при переменной частоте коленчатого вала мотора.

В состав регулятора напряжения входит сопротивление с дросселем, контактами, якорем, пружиной и обмоткой. Когда напряжение генератора возрастает примерно до 13-14 Вольт, обмотка и пружина регулятора напряжения создают электрическое поле, из-за которого начинает вибрировать якорь, что приводит к размыканию и замыканию подвижного четвёртого, а также верхнего неподвижного пятого контактов. В то же время в цепь обмотки возбуждения генератора начинает то включаться дополнительное сопротивление, то выключаться из неё. Все эти действия осуществляют первую ступень регулирования напряжение генератора.

foto-2.jpg

Ну а когда напряжение генератора увеличивается больше 14 Вольт, подключаются и другие процессы, а именно начинают замыкаться и размыкаться подвижный четвёртый с нижним неподвижным третьим контакты. В этом случае происходит замыкание обводки возбуждения генератора на «массу», что и позволяет удерживать напряжение в заданных пределах.

Дроссель в регуляторе напряжения нужен для того, чтобы искрение, появляющееся между четвёртым и пятым контактами, уменьшилось.

Электронный регулятор напряжения

Одной из разновидностей регуляторов напряжения является микроэлектронный регулятор напряжения, встраиваемый в генераторы. Он является неразборным и нерегулируемым. Данное устройство предназначено для прерывания поступления тока в обмотку возбуждения – это происходит в том случае, если напряжение генератора становится больше 13,5-14,5 Вольт.

foto-3.jpg

Благодаря прерыванию поступления тока падает напряжение, из-за чего, соответственно, регулятор напряжения снова начинает подавать ток, а затем процесс вновь повторяется. Всё это позволяет автоматически и беспрерывно регулировать ток, который и проходит по обмотке возбуждения генератора, в результате чего напряжение всегда поддерживается на уровне 13,5-14,5 Вольт.

Неисправности регулятора напряжения

Так как генератор и, соответственно, регулятор напряжения является одной из важнейших частей автомобиля, необходимо внимательно следить за состоянием этих агрегатов. Тем не менее, неисправности регулятора напряжения – явление довольно частое, при этом причины неисправностей могут быть самыми различными.

foto-4.jpg

Так, неисправность может возникнуть из-за замыкания диодного моста, также причиной способно послужить и замыкание щёток генератора. При подобных проблемах, как правило, генератор просто прекращает работу, кроме того, он может начать выдавать совершенно неконтролируемое напряжение, и зависеть оно будет только от оборотов ротора. Таким образом, напряжение повышается до 15, а то и 20 Вольт – всё зависит от возможностей конкретного генератора.

Выходит из строя регулятор и из-за сдвига напряжения стабилизации – в этом случае обычно напряжение сохраняет свою стабильность, однако оно становится или заниженным, или завышенным.

Взявшись за диагностику неисправности энергосистемы машины, обязательно следует изучать проблемы как можно внимательнее и не торопиться с выводами. Дело в том, что из-за ошибки в причине, вызывавшей не правильную работу энергосистемы авто, можно столкнуться с крайне неприятными последствиями. Точную же диагностику работу регулятора напряжения можно провести с помощью вольтметра, класс которого не ниже 1.0. Вольтметром необходимо проверить напряжение на щётках, при этом следует предварительно, то есть ещё до проверки, «погонять» «железного коня» в течение 15 минут на средних оборотах. Если напряжение нормальное, то оно должно находиться между 13,6 и 14,6 Вольтами.

foto-5.jpg

Разумеется, если вы определили, что регулятор напряжения сломался, то его необходимо как можно быстрее заменить, однако поломка может произойти во время поездки, причём под рукой наверняка не окажется нового или старого, но работающего регулятора. Если вы являетесь владельцем ВАЗовской классики, то можете попробовать использовать хитрый рецепт, придуманный народными умельцами. Так, нужно извлечь из правой фары лампу головного света, после чего подсоединить спираль из этой лампы к клеммам, которые снимаются с неработающего регулятора. Говорят, что благодаря такой процедуре лампа-«регулятор» должна начать светиться в полнакала, при этом аварийная лампа гаснет.

Впрочем, решать, следовать такому совету автолюбителей или нет, должны только вы сами. Но намного лучше – регулярно проводить диагностику своего «железного коня», чтобы при необходимости можно было вовремя заменить выходящую из строя деталь. Благодаря этому вам не придётся придумывать, как добраться до ближайшего магазина запчастей или ближайшей ремонтной мастерской. В конце концов, владельцы отечественных автомобилей могут на всякий случай брать с собой рабочий регулятор напряжения вместе со щётками.