ГАЗ-М-72
ГАЗ-М-72 | |
ГАЗ-М-72 | |
Общие данные | |
Производитель : | ГАЗ |
Годы пр-ва: | 1955—1958 |
Класс : | легковой автомобиль повышенной проходимости |
Дизайн | |
Тип(ы) кузова : | 4‑дв. Фастбэк (5‑мест.), несущий |
Компоновка : | переднемоторная, полноприводная |
Двигатели | |
ГАЗ-М20 | |
Производитель: | ГАЗ |
Марка: | ГАЗ-М20 |
Тип: | Бензиновый |
Объём: | 2 112 см3 |
Максимальная мощность: | 55 л.с., при 3600 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 122,5 Н·м |
Конфигурация: | рядный, четырёхцилиндровый |
Цилиндров: | 4 |
Клапанов: | 8 |
Макс. скорость: | 110 км/час |
Разгон до 100 км/ч: | 46 с |
Ход поршня: | 100 мм |
Диаметр цилиндра: | 82 мм |
Cтепень сжатия: | 6,5 |
Система питания: | Карбюратор К22-Д вертикальный, балансированный, с падающим потоком |
Охлаждение: | жидкостное |
Тактность (число тактов): | 4 |
Порядок работы цилиндров: | 1-2-4-3 |
Рекомендованное топливо: | А-72 |
Трансмиссия | |
3-ступенчатая двухходовая механическая с рычагом на рулевой колонке | |
Характеристики | |
Массово-габаритные | |
Длина: | 4665 мм |
Ширина: | 1695 мм |
Высота: | 1790 мм |
Клиренс : | 210 мм |
Колёсная база : | 2712 мм |
Колея задняя: | 1388 мм |
Колея передняя: | 1355 мм |
Масса: | 2040 кг |
Динамические | |
Макс. скорость: | 90 км/ч |
На рынке | |
Предшественник Предшественник ГАЗ-61 | |
Другое | |
Расход топлива: | 14 л/100км на скорости 40 км/ч |
Объём бака: | 55 л |
ГАЗ-М72 — советский полноприводный легковой автомобиль, серийно выпускавшийся Горьковским автомобильным заводом с 1955 по 1958 год. Агрегатная база — автомобили ГАЗ-М20 и ГАЗ-69.
История
В послевоенные годы с уходом морально устаревшего ГАЗ-61 и запуском в производство автомобиля ГАЗ-М20 «Победа» был поднят вопрос о создании нового отечественного комфортабельного вездехода.
Внедорожник, получивший название ГАЗ-М72, был создан на базе кузова «Победы» и агрегатов армейского вездехода ГАЗ-69. От ГАЗ-М20 «Победа» для этого автомобиля были взяты лишь наружные кузовные панели и несущий каркас кузова, который был видоизменен и дополнительно усилен.
Для размещения раздаточной коробки пришлось отказаться от поперечного коробчатого усилителя кузова, а также от продольного усилителя — закрытого тоннеля карданной передачи, которые были свойственны кузову ГАЗ-М20 «Победа». Для компенсации этих отсутствующих силовых элементов, а также увеличения продольной и поперечной жесткости кузова в целом, в его конструкцию было введено 14 дополнительных усилителей пола, лонжеронов, дверных стоек и крыши. В отличие от ГАЗ-М20 «Победа», у М-72 была совершенно новая подмоторная рама, рассчитанная на крепление рессорной подвески переднего моста.
От ГАЗ-69 были заимствованы раздаточная коробка и модернизированный передний мост. Коробка передач устанавливалась стандартная от ГАЗ-М20 «Победа». Задний мост был разработан специально для М-72 и устанавливался только на этой машине. Для увеличения дорожного просвета рессоры устанавливались на балках мостов, в то время как у «Победы» задние рессоры крепились под балкой, а передняя подвеска и вовсе была пружинная.
Оборудование кузова М-72 было таким же, как и у ГАЗ-М20: мягкая обивка салона, часы, отопитель, двухдиапазонный радиоприемник. Но, с учётом необходимости работы на грязных просёлках, на М-72 был впервые в отечественной практике применен омыватель ветрового стекла.
Машина эта стала воплощением концепции комфортабельных внедорожников — о массовом производстве таких автомобилей зарубежные автомобильные фирмы в то время даже не задумывались. Следует отметить, что приблизительно в те же годы американская компания Marmon-Herrington всё же выпустила небольшое количество (четыре экземпляра) комфортабельных внедорожников на базе легковых автомобилей Mercury с различными кузовами, но, во-первых, в данном случае речь едва ли может идти о серийном производстве — скорее это можно назвать тюнингом, а во-вторых — Mercury всё же были автомобилями рамными, что значительно упрощало адаптацию полного привода и делало их скорее концептуальными аналогами более раннего советского ГАЗ-61-73 на базе «Эмки», а не М-72 с его несущим кузовом.
Автомобиль был оснащён раздаточной коробкой с демультипликатором и отключаемым ведущим передним мостом. При 16-дюймовых колесах с увеличенными грунтозацепами (как на современной полноприводной «Ниве») машина имела значительный дорожный просвет, что обеспечивало ей хорошую проходимость по грязи, песку, снегу, пашне и разбитым дорогам. Машина выпускалась небольшой серией с 1955 по 1958 год. С завершением выпуска ГАЗ-М20 «Победа» прекратилось и производство ГАЗ-М72.
Дополнительные сведения
- Общее количество выпущенных экземпляров — 4677 шт.
- Никакого официального названия, помимо М-72, этому автомобилю завод не присваивал. Поэтому название «Победа» (или "Победа"-джип) не является уместным.