Все об авто, авторынок, последние новости из жизни автомобилей, тест-драйвы, обзоры, видео, отзывы, обсуждения.

ГАЗ-М-72

ГАЗ-М-72
ГАЗ-М-72
Общие данные
Производитель : ГАЗ
Годы пр-ва: 1955—1958
Класс : легковой автомобиль повышенной проходимости
Дизайн
Тип(ы) кузова : 4‑дв. Фастбэк (5‑мест.), несущий
Компоновка : переднемоторная, полноприводная
Двигатели
ГАЗ-М20
Производитель:ГАЗ
Марка:ГАЗ-М20
Тип:Бензиновый
Объём:2 112 см3
Максимальная мощность:55 л.с., при 3600 об/мин
Максимальный крутящий момент:122,5 Н·м
Конфигурация:рядный, четырёхцилиндровый
Цилиндров:4
Клапанов:8
Макс. скорость:110 км/час
Разгон до 100 км/ч:46 с
Ход поршня:100 мм
Диаметр цилиндра:82 мм
Cтепень сжатия:6,5
Система питания:Карбюратор К22-Д вертикальный, балансированный, с падающим потоком
Охлаждение:жидкостное
Тактность (число тактов):4
Порядок работы цилиндров:1-2-4-3
Рекомендованное топливо:А-72
Трансмиссия
3-ступенчатая двухходовая механическая с рычагом на рулевой колонке
Характеристики
Массово-габаритные
Длина: 4665 мм
Ширина: 1695 мм
Высота: 1790 мм
Клиренс : 210 мм
Колёсная база : 2712 мм
Колея задняя: 1388 мм
Колея передняя: 1355 мм
Масса: 2040 кг
Динамические
Макс. скорость: 90 км/ч
На рынке
Предшественник Предшественник ГАЗ-61  
Другое
Расход топлива: 14 л/100км на скорости 40 км/ч
Объём бака: 55 л

ГАЗ-М72 — советский полноприводный легковой автомобиль, серийно выпускавшийся Горьковским автомобильным заводом с 1955 по 1958 год. Агрегатная база — автомобили ГАЗ-М20 и ГАЗ-69.

История

В послевоенные годы с уходом морально устаревшего ГАЗ-61 и запуском в производство автомобиля ГАЗ-М20 «Победа» был поднят вопрос о создании нового отечественного комфортабельного вездехода.

Внедорожник, получивший название ГАЗ-М72, был создан на базе кузова «Победы» и агрегатов армейского вездехода ГАЗ-69. От ГАЗ-М20 «Победа» для этого автомобиля были взяты лишь наружные кузовные панели и несущий каркас кузова, который был видоизменен и дополнительно усилен.

Для размещения раздаточной коробки пришлось отказаться от поперечного коробчатого усилителя кузова, а также от продольного усилителя — закрытого тоннеля карданной передачи, которые были свойственны кузову ГАЗ-М20 «Победа». Для компенсации этих отсутствующих силовых элементов, а также увеличения продольной и поперечной жесткости кузова в целом, в его конструкцию было введено 14 дополнительных усилителей пола, лонжеронов, дверных стоек и крыши. В отличие от ГАЗ-М20 «Победа», у М-72 была совершенно новая подмоторная рама, рассчитанная на крепление рессорной подвески переднего моста.

От ГАЗ-69 были заимствованы раздаточная коробка и модернизированный передний мост. Коробка передач устанавливалась стандартная от ГАЗ-М20 «Победа». Задний мост был разработан специально для М-72 и устанавливался только на этой машине. Для увеличения дорожного просвета рессоры устанавливались на балках мостов, в то время как у «Победы» задние рессоры крепились под балкой, а передняя подвеска и вовсе была пружинная.

Оборудование кузова М-72 было таким же, как и у ГАЗ-М20: мягкая обивка салона, часы, отопитель, двухдиапазонный радиоприемник. Но, с учётом необходимости работы на грязных просёлках, на М-72 был впервые в отечественной практике применен омыватель ветрового стекла.

Машина эта стала воплощением концепции комфортабельных внедорожников — о массовом производстве таких автомобилей зарубежные автомобильные фирмы в то время даже не задумывались. Следует отметить, что приблизительно в те же годы американская компания Marmon-Herrington всё же выпустила небольшое количество (четыре экземпляра) комфортабельных внедорожников на базе легковых автомобилей Mercury с различными кузовами, но, во-первых, в данном случае речь едва ли может идти о серийном производстве — скорее это можно назвать тюнингом, а во-вторых — Mercury всё же были автомобилями рамными, что значительно упрощало адаптацию полного привода и делало их скорее концептуальными аналогами более раннего советского ГАЗ-61-73 на базе «Эмки», а не М-72 с его несущим кузовом.

Автомобиль был оснащён раздаточной коробкой с демультипликатором и отключаемым ведущим передним мостом. При 16-дюймовых колесах с увеличенными грунтозацепами (как на современной полноприводной «Ниве») машина имела значительный дорожный просвет, что обеспечивало ей хорошую проходимость по грязи, песку, снегу, пашне и разбитым дорогам. Машина выпускалась небольшой серией с 1955 по 1958 год. С завершением выпуска ГАЗ-М20 «Победа» прекратилось и производство ГАЗ-М72.

Дополнительные сведения

  • Общее количество выпущенных экземпляров — 4677 шт.
  • Никакого официального названия, помимо М-72, этому автомобилю завод не присваивал. Поэтому название «Победа» (или "Победа"-джип) не является уместным.